Во время лекции мы поговорим о первом авангардном течении XX века - фовизме. Картины этого направления контрастные, похожие на примитивный детский рисунок, их даже называли «горшком краски, брошенным в лицо общественности». Почему фовистов считали дикарями? Какие новшества они подарили миру живописи? Как с помощью красок выражали эмоции?
Герои лекции: Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген.
Экспрессионизм часто путают с другим популярным течением - импрессионизмом. В отличие от последнего, это направление передает не внешнее, а внутреннее: чувства художника, его эмоциональное состояние. Почему полотна экспрессионистов такие мрачные и пессимистичные, а мы, смотря на них, испытываем страх, разочарование, тревогу? Совпадение ли, что экспрессионизм был особенно популярен в немецкоязычных странах? Какие сюжеты выбирали экспрессионисты для эмоционального воздействия
на зрителя?
Герои лекции: Франц Марк, Август Макке, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Бекман, Эгон Шиле, Оскар Кокошка.
Представьте себе разбившееся зеркало, в осколках которого вы видите окружающий мир. А теперь попробуйте собрать осколки воедино - нелегко, согласитесь? Во время лекции мы поговорим, как художникам-кубистам удавалось изобразить объект одновременно с разных сторон, почему точкой отчета этого направления считаются именно «Авиньонских девиц» Пикассо? Как африканская культура определила вектор развития искусства французского?
Герои лекции: Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Хуан Грис, Жорж Брак.
Какими приемами художники-футуристы пытались передать скорость, движение, энергию? Почему «искусство будущего» было особенно популярно в России и Италии? Как проявился «принцип симультанности» в живописи?
Герои лекции: Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра.
«Я тоже так могу!» - такие слова часто приходят нам на ум во время посещения выставок современного искусства. А стоит ли вообще выяснять, что «хотел сказать» художник, разглядывая пятна и линии на картинах? Эта лекция посвящена двум видам абстракции: «лирической» в лице Василия Кандинского и
«геометрической» в лицах Казимира Малевича и Пита Мондриана. Как стало возможным искусство без сюжета и повествования? Может ли абстрактное искусство представлять собой универсальную модель миропорядка или «Черный квадрат» закономерно привел нас к черной дыре?
Герои лекции: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пит Мондриан, Пауль Клее.
Во время этой лекции мы обсудим, что представляет собой «искусство отрицания», как художественное течение могло быть названо в честь «лошадки-качалки»? С каких пор велосипедное колесо, писсуар, сушилка для белья стали вдруг произведениями искусства? Чем вдохновлялись художники-сюрреалисты, что представлял собой трансовый «метод автоматического письма»? Что можно считать «интеллектуальным сюрреализмом», а что «попсовым»? Так ли безобидно для психики сюрреалистов прошло совмещение сна и реальности?
Герои лекции: Марель Дюшан, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Ив Танги, Фрида Кало, Джорджио де Кирико.
«Как можно передать свои чувства абстрактными формами?» - этим вопросом озадачились американские художники 1950-х. Они создали новую форму экспрессионизма- беспредметную, имея под рукой только краску. Во время лекции мы поговорим о том, почему работы Марко Ротко, Джексона Поллока не стоит называть мазней, как правильно «подойти» к таким объектам? И почему именно абстрактный экспрессионизм стал визитной карточкой Америки.
Герои лекции: Марк Ротко, Аршиль Горки, Джексон Поллок, Вильгельм де Куннинг.
Современная культура потребления неминуемо отразилась в исскустве 1960-х. Как художники, оперируя массовыми растиражированными образами и, не создавая ничего нового, становились популярными? Как Levi's джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния стали иконами стиля
поп-арт?
Оп-арт - искусство оптической иллюзии. В оп-арте, благодаря особенностям визуального восприятия нарисованных фигур, зритель видит иллюзорную картину. Мы разберемся, как воздействует это направление на наш разум и как не спутать его с поп-артом.
Герои лекции: Дэвид Хокни, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Бриджет Райли, Виктор Вазарелли.
Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие. Во время лекции мы разберемся с такими понятиями как акционизм, хэппенинг, перформанс. Мы
узнаем, каким образом тело художника используется в качестве холста или инструмента, что представлял собой «венский акционизм» и как далеко зашла «бабушка перформанса» Марина Абрамович в своих экспериментах с телом.
Герои лекции: Ив Кляйн, Марина Абрамович, Гюнтер Брус.
Как вы думаете, стрит-арт - это искусство или вандализм? Можно ли граффити воспринимать как комментарии к социальным и политическим аспектам современного общества?
Лэнд-арт - искусство, связанное природным ландшафтом, что это - художественный протест против безжалостной коммерциализации искусства? Мы рассмотрим творчество основных представителей этого направления, их монументальные пейзажные проекты, разберемся в источниках вдохновения для лэнд-арта.
Герои лекции: Баскиа, Бэнкси, Христо, Ричард Лонг, Вальтер де Мария.
Как вы думаете, что чувствует художник, наш с вами современник, когда его картина уходит с молотка за 90 с половиной миллионов? Эта лекция посвящена искусству с 1990 года и до наших дней. Кто они, самые влиятельные и успешные художники современности? Во время лекции мы обсудим, так ли важно в сегодняшних реалиях ремесло или достаточно эпатажа и хайпа? Какие нетрадиционные материалы и формы работы используют современные художники?
Герои лекции: Демьян Херст, Джефф Кунс, Такаши Мураками, Ай Вей Вей, Герхард Рихтер.